Цель: Найти оценку времени
ожидания в очереди и времени, которое тратит пассажир на поездку.
Определить, при каком п время ожидания в очереди будет
минимальным. Для этого значения п определить выручку автопредприятия за
день, если микроавтобусы работают 10 часов в сутки.
Лабораторное
задание:
На маршруте работают два микроавтобуса (А и Б), каждый из
которых
имеет п мест. Микроавтобус А пользуется большей популярностью, нежели
микроавтобус Б, поскольку водитель микроавтобуса А ездит аккуратнее и
быстрее. Поэтому пассажир, подойдя к остановке, садится в микроавтобус Б
только в том случае, если микроавтобуса А нет. Микроавтобус
отправляется на маршрут только в том случае, если все места в нем заняты.
Пассажиры приходят к остановке через t1 ± t2 минут и, если нет микроавтобусов,
становятся в очередь. Если очередь больше L человек, потенциальный пассажир уходит из очереди.
Предполагается, что все пассажиры едут до конца маршрута. На прохождение маршрута микроавтобус А
тратит t3 ± t4 минут, микроавтобус Б – t5 ± t6
минут.
После того, как пассажиры освободят микроавтобус (время освобождения – t7 ± t8 минут), он едет в
обратном направлении. Плата за проезд составляет S
единиц стоимости. Автопредприятие столько же теряет (недополучает), если пассажир,
придя на остановку, не ждет, а уходит (учесть это при определении затрат).
Параметры
|
Бригада
|
6
|
|
n
|
14
|
t1 ± t2
|
0,9 ± 0,3
|
t3 ± t4
|
29 ± 4
|
t5 ± t6
|
37 ± 8
|
t7 ± t8
|
4 ±2
|
L
|
26
|
S
|
3,5
|
Ход
работы
Листинг программы:
qp VARIABLE 14 ;кол-во
мест
busA
STORAGE 14 ;
busB
STORAGE 14 ;
GENERATE 0.9,0.3 ;приход пассажиров
TEST LE
Q$qpost,26,home ;максимальная длина очереди,
QUEUE qpost ;если <=26, встает в очередь
QUEUE track ;слежка за людьми от остановки до конца пути
TEST L
S$busA,v$qp,toB ;если в автобусе А свободно,
ENTER busA ;то в автобус А
DEPART qpost ;из очереди
TEST E
S$busA,v$qp ;если А заполнен,
ADVANCE 29,4 ;едет А
ADVANCE 4,2 ;освоболить автобус
DEPART track ;слежка за пассажирами окончена
ADVANCE 29,4 ;А назад
LEAVE busA ;А доступен
TERMINATE
;в случае заполненности
автобуса А
toB ENTER
busB ;в
Б
DEPART
qpost ;из
очереди
TEST E S$busB,v$qp ;как автобус Б
заполнится,
ADVANCE
37,8 ;едет Б
ADVANCE
4,2 ;освободить автобус
DEPART track ;слежка за пассажирами окончена
ADVANCE 37,8 ;Б
назад
LEAVE busB ;Б
доступен
TERMINATE
home TERMINATE
; уход
пассажира, если нет места в очереди
GENERATE
600 ;рабочее
время - 10 часов = 600 минут
TERMINATE
1
Отчет
GPSS World Simulation Report - Untitled Model 1.2.1
Thursday, May
23, 2013 08:32:54
START TIME END TIME BLOCKS
FACILITIES STORAGES
0.000 600.000 26
0 2
NAME VALUE
BUSA 10001.000
BUSB 10002.000
HOME 24.000
QP 10000.000
QPOST 10003.000
TOB 15.000
TRACK 10004.000
LABEL LOC BLOCK TYPE
ENTRY COUNT CURRENT COUNT RETRY
1 GENERATE 668 0 0
2 TEST 668 0 0
3 QUEUE 249 0 0
4 QUEUE 249 0 0
5 TEST 249 26 0
6 ENTER 112 0 0
7 DEPART 112 0 0
8 TEST 112 0 0
9 ADVANCE 112 0 0
10 ADVANCE 112 0 0
11 DEPART 112 0 0
12 ADVANCE 112 14 0
13 LEAVE 98 0 0
14 TERMINATE 98 0 0
TOB 15 ENTER 111 0 0
16 DEPART 111 0 0
17 TEST 111 0 0
18 ADVANCE 111 5 0
19 ADVANCE 106 3 0
20 DEPART 103 0 0
21 ADVANCE 103 6 0
22 LEAVE 97 0 0
23 TERMINATE 97 0 0
HOME 24 TERMINATE 419 0 0
25 GENERATE 1 0 0
26 TERMINATE 1 0 0
QUEUE MAX CONT. ENTRY
ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0)
RETRY
QPOST 27 26
249 126 24.573
59.213 119.870 0
TRACK 55 34
249 0 39.292
94.679 94.679 0
STORAGE CAP. REM. MIN.
MAX. ENTRIES AVL. AVE.C. UTIL. RETRY DELAY
BUSA 14 0
0 14 112
1 12.141
0.867 0 0
BUSB 14 0
0 14 111
1 13.526 0.966
0 26
Вывод:
При заданных условиях,
предприятие «потеряло» 419 пассажиров, что привело соответственно к потере 1466,5
единиц стоимости. Автобусы перевезли 223 пассажиров, соответственно прибыль
предприятия составила -686. Среднее время ожидания пассажира в очереди составило
59 минут.
Модификация:
Попробуем модифицировать
систему таким образом, чтобы прибыль предприятия была положительной и время
ожидания пассажира в очереди существенно снизилось.
Листинг:
qp VARIABLE 48 ;кол-во
мест
busA
STORAGE 48 ;
busB
STORAGE 48 ;
GENERATE
0.9,0.3 ;приход
пассажиров
TEST
LE Q$qpost,26,home ;максимальная
длина
очереди,
QUEUE qpost ;если <=26, встает в очередь
QUEUE track ;слежка за людьми от остановки до
конца пути
TEST L
S$busA,v$qp,toB ;если в автобусе А свободно,
ENTER busA ;то в автобус А
DEPART qpost ;из очереди
TEST E
S$busA,v$qp ;если А заполнен,
ADVANCE 29,4
;едет А
ADVANCE 4,2
;освоболить автобус
DEPART track ;слежка за пассажирами окончена
ADVANCE 29,4
;А назад
LEAVE busA ;А доступен
TERMINATE
;в случае заполненности
автобуса А
toB ENTER
busB ;в
Б
DEPART
qpost ;из
очереди
TEST E
S$busB,v$qp
;как автобус Б заполнится,
ADVANCE
37,8 ;едет Б
ADVANCE
4,2 ;освободить автобус
DEPART track ;слежка за пассажирами окончена
ADVANCE 37,8 ;Б
назад
LEAVE
busB ;Б
доступен
TERMINATE
home TERMINATE
; уход пассажира, если нет места в очереди
GENERATE 600 ;рабочее время - 10
часов = 600 минут
TERMINATE 1
Отчет:
GPSS World Simulation Report -
Untitled Model 1.6.1
Thursday, May
23, 2013 09:04:20
START TIME END TIME BLOCKS
FACILITIES STORAGES
0.000 600.000 26
0 2
NAME VALUE
BUSA 10001.000
BUSB 10002.000
HOME 24.000
QP 10000.000
QPOST 10003.000
TOB 15.000
TRACK 10004.000
LABEL LOC BLOCK TYPE
ENTRY COUNT CURRENT COUNT RETRY
1 GENERATE 669 0 0
2 TEST 669 0 0
3
QUEUE 643 0 0
4 QUEUE 643 0 0
5 TEST 643 21 0
6 ENTER 291 0
0
7 DEPART 291 0 0
8 TEST 291 0 0
9 ADVANCE 291 0 0
10 ADVANCE 291 0 0
11 DEPART 291 0 0
12 ADVANCE 291 48 0
13 LEAVE 243 0 0
14
TERMINATE 243 0 0
TOB 15 ENTER 331 0 0
16 DEPART 331 0 0
17 TEST 331 0 0
18 ADVANCE 331 22 0
19 ADVANCE 309 4 0
20 DEPART 305 0 0
21 ADVANCE
305 22 0
22 LEAVE 283 0 0
23 TERMINATE 283 0 0
HOME 24 TERMINATE 26 0 0
25
GENERATE 1 0 0
26 TERMINATE 1 0 0
QUEUE MAX CONT. ENTRY
ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0)
RETRY
QPOST 27 21
643 373 11.151
10.405 24.780 0
TRACK 95 47
643 0 60.589
56.537 56.537 0
STORAGE CAP. REM. MIN.
MAX. ENTRIES AVL. AVE.C. UTIL. RETRY DELAY
BUSA 48 0
0 48 291
1 38.673 0.806
0 0
BUSB 48 0
0 48 331
1 41.913 0.873
0 21
Вывод:
В результате модификации
системы, среднее время ожидания человека в очереди снизилось до 11 мин, число
ушедших – до 26, прибыль составила +2086.
Это достигнуто путем замены
на маршруте 2-х автобусов малой вместимости на 2 обычных автобуса с количеством
мест = 48.
Комментариев нет:
Отправить комментарий